Уход за ногтями во время химиотерапии

Орлова Екатерина Вадимовна
Автор:
Орлова Екатерина Вадимовна
дерматоонколог, косметолог, доцент кафедры кожных и венерических болезней Сеченовского университета, г. Москва

При химиотерапии достаточно часто возникают изменения со стороны ногтей. Мы расскажем о правильном уходе за ногтями во время онколечения и ответим на вопросы о маникюре, деформации ногтей и изменении их цвета.

Химиотерапия – это системное лечение, которое беспрепятственно проникает практически во все органы и ткани (за исключением головного мозга и яичек). Препараты, которые используют при химиотерапии (цитостатики), действуют1 в первую очередь на активно делящиеся клетки, каковыми являются опухолевые клетки. Однако кроме опухолевых активно обновляются и делятся также и нормальные клетки, в том числе клетки кожи, волос и ногтей, поэтому они тоже могут страдать от воздействия химиопрепаратов, что вызывает ряд побочных эффектов. Большинство изменений носят временный характер2, но о них нужно знать, чтобы вовремя защитить свою кожу и ногти.

Какие проблемы со стороны ногтей вы можете обнаружить во время онколечения

  • Часть ногтя отделяется от ногтевого ложа (онихолизис). Это состояние описывают как пустоту под ногтем. Болезненности оно не доставляет. В редких случаях ногти могут полностью отслаиваться, в том числе уже после курса химиотерапии.
  • Бесцветные продольные выступы на ногтях (так называемые «линии Бо»). Часто они кажутся светлее, чем остальная часть ногтя.
  • Вдавление на поверхности ногтя (койлонихия). Такие ногти называют чашкообразными.
  • Воспаление околоногтевого валика (паронихия). Это одно из самых болезненных состояний. Воспаление развивается по краю ногтя, сопровождается покраснением, отеком и повышением температуры ногтевых валиков. Паронихия как осложнение терапии ингибиторами EGFR начинается как безмикробный воспалительный процесс, но в дальнейшем возможно присоединение инфекции. Гной обычно образуется по краю ногтя, реже под ногтем. Такие симптомы, как правило, развиваются после 2 и более месяцев онкотерапии.
  • Ногтевая пластина становится желтовато-коричневой, отечной и болезненной. Кутикула ногтя (которую обычно удаляют во время маникюра) исчезает. Так чаще всего проявляет себя гриб рода Candida (который вызывает молочницу).
  • Появление борозд или волн на ногтях, изменение цвета ногтей (потемнение или осветление), повышенная ломкость, изменение формы или толщины. Такие проявления чаще возникают при терапии таксанами.

Большинство этих изменений носят6,7 только косметический характер и исчезают при отмене препарата. Обычно ногтю для восстановления необходимо от 6 до 12 месяцев.

Изменение цвета ногтей (пигментация) может быть скрыто обычным окрашиванием ногтей.

Лишь в редких случаях изменения сохраняются более долгий период, еще реже они сопровождаются болью вплоть до возникновения затруднений в самообслуживании, что существенно влияет на качество жизни.

При проблемах с ногтями, вызванных инфекцией, назначают наружные антисептические и/или противогрибковые средства (часто достаточно ежедневных антисептических ванн и кремов, но перед их применением нужно проконсультироваться с врачом). В тяжелых случаях показаны системные антибиотики или хирургическое вмешательство.

Профилактика3,4,5 побочных эффектов со стороны ногтей

  • Рекомендуется посещение дерматолога. Он проведет полный осмотр ваших кожных покровов и ногтевых пластин. Определит, нет ли у вас дерматологических заболеваний (например, экземы и псориаза), а также осмотрит ногтевые пластины на наличие грибковой инфекции и назначит необходимое лечение. Оптимально это сделать до начала химиотерапии.
  • Регулярно самостоятельно осматривайте состояние кожи и ногтей ваших стоп и кистей. При появлении первых признаков или симптомов инфекции – незамедлительно сообщите вашему врачу.
  • Берегите кожу и кутикулы ногтей от травм (нельзя грызть и обрывать ногти).
  • Подстригайте ногти коротко и подравнивайте края. Не обрезайте кутикулу, механические воздействия ослабляют защитные свойства кожи и создают условия для развития инфекции.
  • Носите удобную обувь. При необходимости воспользуйтесь специальными ортопедическими стельками для коррекции деформации и для правильного распределения нагрузки на стопы.
  • Наносите увлажняющие крема и лосьоны на кончики пальцев рук и ног, в том числе на ногти.
  • Надевайте резиновые или хлопчатобумажные перчатки во время мытья посуды или уборки.
  • Перед началом химиотерапии рекомендуется посетить кабинет врача-подолога (особенно пациентам с вросшими ногтями, грибковыми заболеваниями и другими проблемами стоп). Специалист поможет подготовить ногти к сложному медицинскому лечению.

Что делать нельзя

  • Избегайте контакта с агрессивными реагентами и средствами бытовой химии.
  • Нельзя принимать горячие ванны и погружать кисти рук или ступни в горячую воду.
  • Избегайте ношения тесной обуви, перчаток, носков или колготок.
  • Исключите обрезной маникюр и педикюр в салоне. До начала химиотерапии рекомендуется сделать лечебный (медицинский) маникюр/педикюр, который проводит врач-подолог с помощью специальных аппаратов. Медицинский маникюр/педикюр направлен на лечение, профилактику и коррекцию заболеваний ногтевых пластин, кожи стоп и кистей. Во время процедуры врач качественно и тщательно обработает ваши стопы и устранит все возможные места, которые могут стать эпицентром инфекции. Аппаратная обработка ступней предусматривает удаление мозолей, грубой кожи, лечение трещин и шелушения.
  • Желательно не наносить гель лак/шеллак. Обработка ногтя перед их нанесением является травматичной процедурой (поверхностный слой ногтя стачивают). Рекомендуем отложить такие манипуляции до момента полного восстановления ногтевой пластины после завершения химиотерапии.

Помните! Вы получаете персонализированное лечение по поводу именно вашего заболевания, с учетом индивидуальных особенностей и согласно только вашему плану лечения. Все возникающие вопросы обсуждайте с лечащим врачом. Рекомендации, полученные в непроверенных источниках, могут быть ошибочными и представлять опасность для здоровья.

  1. https://www.niioncologii.ru/filesapi/files/departments/opuholey-golovy-i-shei/buklet_Lekarstvennaya_protivoopuholevaya_terapiya.pdf
  1. https://www.cancer.org.au/assets/pdf/understanding-chemotherapy-booklet
  2. https://www.rosoncoweb.ru/standarts/projects/
  3. https://www.mskcc.org/ru/cancer-care/patient-education/nail-changes-during-treatment-taxanes
  4. Lacouture M.E., Sibaud V., Gerber P.A. et al. Prevention and management of dermatological toxicities related to anticancer agents: ESMO Clinical Practice Guidelines. Ann Oncol 2021;32(2):157–70
  5. Eames T., Grabein B., Kroth J., Wollenberg A. Microbiological analysis of epidermal growth factor receptor inhibitor therapy-associated paronychia. J Eur Acad Dermatol Venereol 2010; 24 (8):958–960.
  6. Garden B.C., Wu S., Lacouture M.E.. The risk of nail changes with epidermal growth factor receptor inhibitors: a systematic review of the literature and meta-analysis. J Am Acad Dermatol. 2012;67(3):400–408. doi: 10.1016/j.jaad.2011.10.009.

706747/Onco/web/09.23/0

Оцените, пожалуйста, насколько полезен для вас данный материал?
Средний рейтинг
3 из 5 звезд. 3 голосов.
Мой рейтинг: